Title 1Title 2Title 3Title 4
Title 1

Название 1

описание 1

Title 2

Название 2

описание 2

Title 3

Название 3

описание 3

Title 4

Название 4

описание 4

назад вперед
Главная » Статьи » Кино » Разное

Джокер в фильме “Темный Рыцарь” - часть 1
Все более-менее знакомые с готэмским миром люди знают, что принципиально не может существовать Бэт-вселенной без главного врага Человека – Летучей Мыши. Финал “Бэтмена: Начало” подтвердил их предположения и разжег зрительский аппетит.
 
Именно шанс поработать с этим персонажем Кристофер Нолан называет главной причиной того, что он взялся за продолжение: “Создав свой вариант вселенной Бэтмена и затем в конце фильма подбросив идею о существовании Джокера, я получил творческую возможность, от которой трудно отказаться. Кем будет этот тип в нашей вселенной?.. Он не просто грабитель банков или обычный преступник, который хочет обогатиться. Его главная мотивация – мотивация анархиста. Джокер – тот, кто хочет причинять ущерб ради самого ущерба и для собственного удовольствия”.
Ключевым моментом был принципиальный отказ режиссера, его брата-сценариста Джонатана Нолана и автора сюжета Дэвида Гойера рассказывать историю происхождения своего Клоуна – Принца Преступного Мира: все они чувствовали, что это умалит персонаж, сделает его менее интересным. В их Бэт-вселенной Джокер просто появляется, полностью сформировавшийся как самый страшный злодей всех времен, и сразу же начинает действовать – так же, как это было в его самой первой истории из “Бэтмена. № 1”, которая послужила отправной точкой для создателей “Темного Рыцаря”. Нолан любит сравнивать его с зубастым хищником из “Челюстей”, с которым данного шута-убийцу роднит еще и резкая, “кусачая” музыкальная тема (после смерти Леджера композитор Ганс Циммер подумывал о том, чтобы написать другую мелодию, но решил не быть сентиментальным и оставил “злую” тему): “Вам все равно, откуда взялась акула, и наплевать, кем были ее родители”. Режиссер также называет Джокера “силой природы”, имея в виду неумолимое стихийное бедствие.
“Как только ты начинаешь думать о Джокере как об абсолюте - он просто тот, кто он есть, - психология становится более очевидной, как и идея, что он очень полезный персонаж, - утверждает Крис. - Очень анархичный персонаж в нашем обществе кажется весьма очевидным”.
Для особенной роли требовался особенный актер, и, к удивлению многих в то время, Нолан нашел его в Хите Леджере. Постановщик уверяет, что его список претендентов был на удивление короток – в нем был только Хит: “Мне нужен был кто-то по-настоящему бесстрашный, чтобы взяться за настолько иконическую роль, и при этом экстраординарный актер. Хит был чрезвычайно храбр при выборе ролей в прошлом. Я видел его в “Горбатой горе”, например. Это было чрезвычайно трогательное исполнение, очень опасное для актера. Он играл интроверта. Он играл одинокого человека, который не давал ничего людям вокруг него. Он рисковал сделать это с публикой. Он рисковал по-настоящему закрыться от публики. В его игре не было ничего от тщеславия. И все же это сработало. Это был очень смелый выбор”.
Продюсер Эмма Томас, жена Криса: “Он был первым из тех, кого мы выбрали на новые роли в этот фильм. У нас еще даже не было сценария. Это было в самые первые дни. Крис встречался с Хитом несколько раз в предыдущие годы по поводу разных проектов, но им никогда не удавалось поработать вместе. Когда Хит услышал, что Джокер должен быть в фильме, у него возникла идея, что можно с ним сделать. И мы получили некоторые намеки на то, что он заинтересован в этом. Он встретился с Крисом, и это была великолепная встреча, они прекрасно поняли друг друга…”
Продюсер Чарльз Ровен: “Одна из причин, почему мы были заинтересованы в работе с ним, заключалась в том, что, если взглянуть на его работы даже до “Темного Рыцаря”, то можно увидеть, насколько разных персонажей он играл. Он превращался в них. Он был бесстрашен в этом, думаю, это лучший способ описать, как он погружался в эти роли”.
Дэвид Гойер: “Знаете, до Джека Николсона Джокера играл Сезар Ромеро. И наверняка через 10-12 лет кто-нибудь еще будет играть Джокера. Нас это не волновало. Мы просто решили, что у нас есть свой мир “Бэтмена: Начало”. Это версия мира Бэтмена, созданная Крисом, и, я верю, она имеет столько же прав на существование, как версия Тима Бертона”.
“Мне нужен был тот, кто не побоится сравнения с Джеком Николсоном… - подытоживает Нолан. - Актер, который бы не боялся погрузиться в роль с головой”.
И Леджер действительно погрузился. О своих первых разговорах с режиссером и процессе подготовки к роли он неоднократно рассказывал в интервью, которые можно найти здесь и здесь. Чтобы не повторять их, можно лишь добавить, что актер принимал участие в проработке всех аспектов образа.
“Думаю, он привнес безгранично много в роль, - рассказывает режиссер. - На бумаге было очень ясно указано, в какую сторону должна быть направлена энергия Джокера и как он презентует себя окружающим. Но в том, как превратить его в живого персонажа, кое-что шло от Хита. Ему пришлось вычислять логическую основу для всего, что делает Джокер. Он сам проработал каждый аспект Джокера - то, как он движется, как движутся его руки, его лицо, какой у него голос… Он знал, что нельзя забывать о реализме. Джокеровская форма зла – это очень человеческая форма зла, и, думаю, крайне важно, чтобы вы верили в то, что это человеческое существо.
Все, что он делал с ролью Джокера, удивляло в той или иной мере. Я всегда знал, что он сможет, вложив определенную степень энергии, сделать нечто по-настоящему экстраординарное, но я даже не предполагал, что он сделает такое. Роль очень сложная… То, что он делал с голосом, все переходы от высоких до низких тонов, было абсолютно непредсказуемым. И это то, что мы чувствовали на съемочной площадке каждый день, – непредсказуемую натуру персонажа”.
“Он пытался объяснять мне, что он делает со своим голосом, но иногда это было трудно понять, - вспоминает Нолан в другом интервью. - Он говорил о чревовещателях с куклами, о том, как двигаются их рты, как их голоса кажутся звучащими не оттуда. Он сказал, что хотел, чтобы голос имел издевательский оттенок, своего рода бессвязность… Он даже начинал сам накладывать грим – просто чтобы посмотреть, как это будет выглядеть, если сделать своими собственными руками. Мы говорили о том, как краска поможет выразить идею о порче, разрушении”.

Гордон: А как же эскалация?
Бэтмен: Эскалация?
Гордон: Мы заведем полуавтоматическое оружие – они купят автоматическое. Мы – костюмы из кевлара, они – пули, которые их пробивают…
Бэтмен: И?
Гордон: Вы носите маску и умеете прыгать по крышам. Нужна Ваша помощь. Двойное убийство, вооруженный грабеж, и, кстати, у него склонность к трюкам, как и у Вас, - оставляет визитки.
Гордон показывает карту-улику – джокер.

Любое внушительное действие порождает противодействие, всякая сила – контрсилу. Как правильно заметил в “Бэтмене: Начало” лейтенант Гордон, было лишь вопросом времени, когда обезглавленная гидра – преступный мир – даст Темному Рыцарю заслуживающий внимания ответ.
Ответ приходит, но не со стороны разгромленных картелей, которые, как ни стараются, не могут предложить ничего достойного, в корне меняющего ситуацию. Ответ приходит как бы из ниоткуда, в момент, когда его никто не ждет, и появляется в виде уличного оборванца с гримом клоуна, стратегическим гением Наполеона и гуманностью гробовой доски. К этому надо добавить полное отсутствие страха и перед болью, и перед смертью, отличное чувство юмора и жизненную позицию, по сравнению с которой нигилизм какого-нибудь Базарова покажется щенячьей радостью жизни. На эмоциональном уровне он сверхчеловек – в том плане, что не существует ничего, что бы могло его напугать, озаботить или расстроить. Идее о хаосе как абсолюте он предан настолько, что воплощает ее уже в своем внешнем облике: его костюм наводит на мысль о паре ночей, проведенных на помойке, а грим явно пережил не один бурный ливень. Как сказал Кристиан Бэйл: “Это как если взять Джокера и все его цвета, все, что с ним связано, и просто отправить его в турецкую тюрьму лет на десять или около того. Как будто он прошел через свой личный ад, чтобы стать тем, кем теперь является…”
Внешний облик нового Джокера был одной из важных частей замысла: он должен был отражать анархичную природу персонажа и тот факт, что на себя ему наплевать. По словам художника-костюмера Линди Хемминг, команда начала с изучения фотографий различных рок-музыкантов, исполнителей хип-хопа и прочих личностей, которые могли надевать нечто подобное в жизни, таких, как Джонни Роттен, Игги Поп, Пит Доэрти. Нолан стремился к реализму, но, с другой стороны, не хотел далеко уходить от традиционного костюма из всех предыдущих инкарнаций, поэтому в любой версии наряда злодея неизменно присутствовал фиолетовый цвет. Было изготовлено 25 версий костюма для разных сцен фильма (различия обуславливались тем, что происходит с персонажем в каждом эпизоде); зеленый жилет был добавлен в его гардероб фактически в последний день подготовки.
Процесс нахождения маньяком костюма и имиджа в картине не показан – подразумевается, что он носит это уже давно, возможно, годы. Точно так же толком не раскрывается происхождение шрамов, уродующих обе его щеки, - хотя сам он обожает, приставив к очередной жертве нож, изрыгать ей в лицо душераздирающие истории на эту тему. Резаная улыбка в первую очередь заставляет вспомнить прямого предка персонажа – “Человека, который смеется” Виктора Гюго (подробнее читай тут и тут). Шрамы объясняют использование грима: Джокер в большей степени стремится эстетизировать свое уродство, чем просто выглядеть, как клоун. Да, в этой версии белизна физиономии маньяка – не результат купания в химических отходах, а именно грим. Подобный реалистичный подход наверняка разочарует некоторых фанов-ортодоксов, однако стоит начать наблюдать за персонажем, как вопрос, “пермабелый” он или нет, отходит не то что на второй план, а значительно дальше.
“Если взять таких экстраординарных персонажей, то чем больше ты узнаешь о них – откуда они пришли и т. д., – тем менее интересными они становятся, - считает Нолан. - Для меня это произошло со, скажем, Ганнибалом Лектером или Дартом Вейдером. Когда мы впервые видели их на экране, они были полностью сформировавшимися и абсолютными. В отличие от Бэтмена, у которого я очень хотел рассказать историю происхождения, показав, откуда он пришел, - с героями это по-другому. Но со злодеями совсем наоборот. Так что Джокера я хотел показать как абсолют, агента хаоса и анархии”.
 
Однако для любой сколько-нибудь масштабной операции по наведению хаоса нужен стартовый капитал, и, поскольку основная денежная масса в этом городе до сих пор находится в руках преступников, храбрец начинает с того, что организует рисковое ограбление мафиозного банка посреди бела дня в стиле “Собачьего полдня” и “Схватки” (сцена подробно описана тут). Его план продуман до мелочей (включая не привлекающее внимания средство ухода с места преступления – школьный автобус – и ликвидацию всех сообщников руками друг друга), и в то же время он не может отказать себе в удовольствии лично поучаствовать в операции, проверяя и контролируя процесс выполнения его инструкций.
Очевидно, даже для гения война на два фронта – против городских властей и против мафии – является нежелательной роскошью, поэтому следующим шагом становится сделка с гангстерами, которых он только что обокрал. Их первая логичная реакция – оторвать наглецу голову – натыкается на неожиданный ответ.
Джокер: Как насчет магического фокуса? (Достает карандаш и ставит его на стол острием вверх.) Я сделаю так, что этот карандаш исчезнет. (Хватает ближайшего бандита и убивает одним молниеносным движением, насаживая его голову на карандаш.) Та-да! Он... он пропал.
“Это то, что Джона включил в сценарий на раннем этапе, - говорит о “магическом фокусе” Крис Нолан, - и я просто доверился ему в этом, потому что действительно не знал, как это может сработать в фильме с рейтингом PG-13! Но мы нашли способ сделать это, и получилось отлично”. “Ты ничего не можешь с собой поделать – просто смеешься! - делится впечатлениями Эмма Томас. - Но ведь в этом весь Джокер, не так ли?” В итоге всего нескольких экранных секунд оказывается достаточно для того, чтобы показать, что этот Клоун – Принц Преступного Мира идеально соответствует духу образа (фокус с карандашом – это, по сути, дань классической “Психушке “Аркэм”, где у него есть похожая шутка) и в то же время на километры далек от более мягких экранных предшественников.
 
После этого бандиты уже вполне готовы выслушать шута, оказавшегося не таким простым, как кажется на первый взгляд. В конце концов, они уже готовы выслушать любое предложение, так как оказались в тупике: Харви Дент с Гордоном решили ударить по их самому больному месту – карману – и всерьез взялись за мафиозные банки. Гангстеров “спас” глава азиатского картеля Лау, спрятавший их деньги в месте, о котором знает лишь он, и быстро смывшийся в Гонконг, где его не достанут готэмские власти, - о чем он гордо заявляет через видеотелефонную связь (именно это событие стало причиной встречи всех боссов – Марони, Чечена и Гембола, которую наш остряк метко назвал “сеансом групповой терапии”).
Джокер не оставляет камня на камне от “так называемого телевизионного плана”: “У Бэтмена нет юрисдикции. Он найдет его и заставит его стучать. Я узнаю стукачей, когда вижу их, и…” – смотря в упор на Лау, шутник медленно наводит на него указательный палец, и перепуганный китаец поспешно прерывает связь.
У маньяка на уме идея радикальнее – убить Бэтмена: по крайней мере, в таком виде хитрый волк презентует ее стаду криминальных овец. Он даже может изобразить перед ними делового человека, потребовав за свои услуги половину всех их капиталов: “Если ты хорош в чем-нибудь, никогда не делай это бесплатно”. Еще раз пугнув гангстеров своим богатым запасом гранат и обменявшись напоследок парой теплых слов с самым нервным из них, Гемболом (“Думаешь, ты можешь красть у нас, и это тебе сойдет с рук?” – “Ага”), Джокер покидает собрание, оставив для связи “свою карту”.
Следующую Джокеровскую сцену, ту самую, в которой персонаж Леджера появляется в мешке для трупов, мы вполне могли не увидеть, так как, говорят, решение о том, включать ее в окончательный вариант фильма или нет, принималось за три недели до премьеры, что вызвало заслуженное недовольство Бэйла: “Вырезать сцену – значит оскорбить память Хита. Он блестяще сыграл эту роль и хотел, чтобы это увидели. Развлекать людей было делом и смыслом его жизни. Давайте это уважать!” А без этого эпизода зрители действительно потеряли бы много, так как расправа с Гемболом получилась яркой и запоминающейся. Рассвирепевший лидер банды поспешил назначить за голову клоуна-психопата – живого или мертвого – крупную денежную награду, чем подписал самому себе смертный приговор (впрочем, не сделай он этого, его бы это все равно не спасло). Группа молодых бандитов заявляет, что они только что убили Джокера, и приносит “труп” в мешке в логово довольного Гембола. В тот же миг ловушка захлопывается: “мертвец” оживает и приставляет сопернику нож к горлу, а “его убийцы” хватают телохранителей гангстера.
 
Джокер (Гемболу): Хочешь узнать, как я получил эти шрамы? Мой отец был... пьяницей. И извергом. Как-то раз ночью он разозлился серьезнее, чем обычно. Мама взяла кухонный нож, чтобы защитить себя. Ему это не понравилось. НИ КАПЛИ. Итак, я смотрю, как он втыкает в нее нож, смеясь при этом. Поворачивается ко мне и говорит: “Почему такой серьезный?” Подходит ко мне с ножом: “Почему такой серьезный?” Засовывает лезвие мне в рот: “Пусть будет улыбка на этом лице!” И… почему такой серьезный?
Быстрым ударом ножа Джокер убивает Гембола.
После этого следует урок кадровой политики по-джокеровски: предложив телохранителям Гембола работать на него, клоун-убийца проводит отборочный тур, кидая им кусок сломанного бильярдного кия: ему нужен лишь тот, кто сможет доказать свое право на жизнь.
“Он был невероятным, - рассказывает о Леджере Майкл Джей Уайт (Гембол). - Он был по-настоящему хорошим парнем... Я запомнил один день, когда он был в полном Джокеровском режиме, хотя не должен был сниматься весь день. Снимались другие ребята. Хит мог прийти в джинсах и футболке, если б хотел, но он оделся так, чтобы помочь играть другим актерам. Парень, который был очень популярен, прошел через часы гримирования и носил неудобную одежду только для того, чтобы помочь другим актерам...”
“То, что сделал Хит, просто уникально, - считает Нолан. - Это очень изумительно и пугающе – таким персонаж и должен быть. У него злое чувство юмора, но он чрезвычайно увлекателен. Он определенно пошел в очень интенсивном, очень страшном направлении”.
Между тем Рыцарь Ночи тоже активизируется: вполне в духе традиций современной американской кулачной демократии, которая чувствует себя за рубежом так же превосходно, как и дома, он по-бондовски похищает Лау из Гонконга и доставляет его в Штаты. После такого неожиданного хода китаец на первом же допросе раскалывается: он не говорит, где спрятаны деньги, но сдает всех своих мафиозных клиентов, - именно так, как предполагал шут-убийца. Ликующие Дент с Гордоном за один день совершают рекордное число арестов, не подозревая, кому они этим шагом развязали руки. Ибо, лишившись капиталов и оказавшись загнанными в угол, гангстеры делают один тот самый телефонный звонок…
Или не делают – этот момент остается за кадром. Хотя в следующих сценах есть намеки, что Чечен и особенно Марони в какой-то степени в курсе его планов, нигде не уточняется, ждал ли он их заказа или начал действовать от их имени сам. Второе даже больше соответствует его природе и рифмуется с Джокеровскими историями Энглехарта: шутник знает, что не сможет запатентовать рыб или выиграть гонку за губернаторское кресло, просто ему нужен малейший повод, чтобы начать делать то, что он любит больше всего и умеет лучше всех. Точно так же в “Рыцаре”: он делает вид, что помогает мафии вернуть ее деньги, хотя ему наплевать и на мафию, и на деньги. Так или иначе, в тот же день в окно кабинета, где торжествующий Дент обсуждает ситуацию с мэром, стучит первая ласточка – подвешенный снаружи труп Бэтмена.
 
 
Разумеется, это не настоящий Бэтмен. С тех пор, как в игру вступил Человек – Летучая Мышь, это стало настоящей эпидемией: десятки обывателей в похожих костюмах выходят с оружием в ночь, чтобы “помочь” ему бороться с преступностью. Несмотря на то, что Темный Мститель при встрече вяжет “дублеров” наравне с остальными преступниками, непохоже, что они готовы бросить свое ночное хобби. Зато теперь этой игре явно пришел конец раз и навсегда: лицо убитого “Бэтмена” выкрашено в клоунские тона, к нему прикреплены карта с надписью “Пожалуйста, пусть выйдет настоящий Бэтмен” и видеозапись, которая точно отпугнет любого от ношения костюма Летучей Мыши в ближайший Хэллоуин.

Джокер: Скажи им свое имя.
“Бэтмен”: Брайан… Дуглас.
Джокер (притворно восхищенным тоном): Ты настоящий Бэтмен?
Брайан: Нет…
Джокер: Нет? Нет! Так чего ж ты одеваешься, как он??? (Хватает маску и начинает махать ею перед камерой.) У-ху-ху!
Брайан: Он символ того, что мы не должны бояться таких подонков, как ты.
Джокер: О, ты не боишься, Брайан. Точно не боишься. Так ты думаешь, Бэтмен помогает Готэму? Смотри на меня… СМОТРИ НА МЕНЯ!!! (Не знаю, что сделают с этой фразой дубляжисты, но в оригинальной версии внезапный звериный рык “LOOK AT ME!!!”, врывающийся во вполне мирный разговор, заставляет попросту подпрыгнуть на кресле от неожиданности. – В. Г.)
Джокер поворачивает камеру на себя.
Джокер: Вот видите, каким безумным Бэтмен делает Готэм! Вам нужен порядок в Готэме? Тогда Бэтмен должен снять свою маску и сдаться властям. Да, и еще тогда люди не будут умирать каждый день. Начиная с этой ночи. Я человек слова. А-ха-ха! (набрасывается на Брайана).

Даже если подобная публичная демонстрация и могла кому-то показаться несерьезной, следующий ход клоуна-убийцы не оставляет сомнений в реальности угрозы. Отдавая дань своему знаменитому дебюту и значительно превосходя его по накалу, Джокер наносит тройной удар, одновременно устраивая покушения на ведущую процесс против мафии судью Сурилло (взрыв машины), комиссара Лоэба (яд в любимой бутылке) и Харви Дента – чтобы “поговорить” с последним, злодей лично является на устроенную в честь прокурора вечеринку к Брюсу Уэйну. Само собой, Бэтмен успевает спасти лишь одного из троих.
Интересно, что цитирование “Бэтмена. № 1” получилось непреднамеренным: сочиняя сюжет, Крис Нолан и Дэвид Гойер не перечитывали ни этот, ни какой-либо другой комикс с Джокером, доверяя своим воспоминаниям о персонаже. Лишь после того, как Джонатан Нолан начал писать сценарий, он позвонил Крису и обратил его внимание на то, насколько похожи ряд моментов самой первой Джокеровской истории на сцены “Темного Рыцаря”. Получилось что-то вроде “реверсивной инженерии”.
Немало эпизодов ленты Нолана сделаны как бы нарочно в противовес “Бэтмену” Бертона. К примеру, в отличие от николсоновского Джокера, сумасшедшего эстета и ценителя искусства, Джокер-Леджер характеризует себя как “человека простых вкусов”: “Я обожаю динамит, порох и бензин!” Проникнув на вечеринку, психопат не спешит кидаться в пляс. В поисках прокурора он деловито обходит ряды гостей, закусывая на ходу и ощупывая присутствующих (“Знаешь, где я могу найти Харви? Мне надо поболтать с ним. Немного, чуток. А? Не знаешь...”), пока не наталкивается на того, кто изображает бесстрашие (эту роль доверили старому фану Бэтмена, сенатору Патрику Лихи): “Знаешь, ты напоминаешь мне отца... Я ненавидел своего отца!” В этот миг в поле его зрения попадает Рейчел.
  
Опять же, танца под бледной луной не предвидится: в этой сцене вальсирует только камера, кружа вокруг маньяка и его жертвы. Осмотрев и по-звериному обнюхав Рейчел со всех сторон, Джокер нежно берет ее за подбородок и начинает излагать следующую историю происхождения своих шрамов.
Джокер: У меня была жена. Красивая, как ты, которая говорила, что я слишком волнуюсь. Которая говорила, что мне надо чаще улыбаться. Она играла в азартные игры и связалась с ростовщиками-акулами... Однажды они порезали ей лицо. И у нас не было денег на хирургов. Она не могла этого перенести. Я просто хотел увидеть ее улыбку снова. Я просто хотел, чтобы она знала, что меня не волнуют шрамы. Поэтому я засунул в рот бритву и сделал так (имитируют разрез рта) себе. И знаешь что? Она не смогла смотреть на меня! Она ушла. Теперь я вижу забавную сторону. Теперь я всегда улыбаюсь!
“Он достиг той черты, когда ты полностью свободен в фильме, - говорит Мэгги Гилленхаал. - Думаю, когда это случилось, это повлияло на всех вокруг него. Поэтому играть с ним было замечательно, несмотря на то, что сцена была страшной и на экране полна напряжения. Что бы я не предложила, он принимал это и в ответ выдавал множество удивительных идей”.
Романтическая беседа заканчивается появлением Бэтмена. После краткой схватки шутник швыряет Рейчел в окно и удаляется. Темному Рыцарю удается спасти девушку – на этот раз.
Брюс недоумевает по поводу странности стратегии нового лица преступного мира: такой подход отнюдь не гарантирует мафии возврат ее капиталов. Многоопытный Альфред, правильно понимая, что хозяин на этот раз столкнулся с тем, к чему совсем не готов, рассказывает ему историю: много лет назад он и его друзья работали на правительство в Бирме, пытаясь поймать местного бандита. Злодей нападал на караваны и крал драгоценные камни, но, как оказалось, после этого просто выбрасывал их.

Брюс: Тогда зачем красть их?
Альфред: Потому что он думал, что это весело. Потому что некоторые люди не ищут ничего логичного, как деньги. Их невозможно купить, запугать или переубедить, и с ними нельзя договориться. Некоторые люди просто хотят посмотреть, как горит этот мир.

Брюс: Тот бандит в лесу в Бирме, вы поймали его?
Альфред: Да.
Брюс: Как?
Альфред: Мы сожгли весь лес.

У Джокера в фильме не так уж много сцен, и его экранное время не транжирится попусту: ни разу мы не увидим, как он раздумывает над своими планами, танцует вальс или просто хохочет в компании подручных. Среди его эпизодов ни одного проходного, ненужного нет: если уж он появляется на экране, то обязательно действует, продвигает на шаг вперед свои планы и всегда убивает. Леджер заряжает энергией каждый кадр, где появляется, и абсолютно владеет каждой своей сценой, однако даже тогда, когда в кадре его нет, его присутствие ощущается в большинстве сцен: в этом плане его Джокер напоминает не только стихию, но и порчу, магически проникающую во все уголки. Типичный пример – уже упомянутый тройной удар: люди начинают умирать, на полную мощь звучит режущая Джокеровская тема, и атмосфера дурных предчувствий с каждой секундой сгущается, начиная почти физически давить на зрителя.
В таком же стиле обставлен и следующий удар маньяка – покушение на мэра во время парада в честь покойного Лоэба. Сам он появляется в кадре на пару секунд, в тот момент, когда приходит черед выстрела (это единственный эпизод, в котором мы видим его без грима, и он опять же рифмуется с “Бэтменом. № 1” – см. иллюстрации внизу), но весь кусок построен на постепенном нагнетании саспенса по мере того, как Бэтмен и Гордон определяют новую жертву и пытаются предотвратить преступление. Второму из них это удается: он жертвует собой, закрывая мэра от Джокеровской пули.
 null
Темный Мститель отчаянно прочесывает преступный мир, но не получает нужных ответов.

Бэтмен: Где он?
Марони: Я не знаю, где он. Он находит нас.
Бэтмен: У него должны быть друзья!
Марони: Друзья? Ты этого типа когда-нибудь встречал?

Тема манипулирования общественным мнением не могла не быть освещена в подобной картине городских нравов: Харви Денту, оставшемуся единственной твердыней закона и порядка в Готэме, приходится иметь дело с крайне недовольными горожанами, не желающими быть жертвами и требующими уступить требованиям клоуна-террориста и сдать ему ночного мстителя. Правильно понимая, что это будет не выход, а начало конца, Харви делает ход конем, объявляя, что Бэтмен – это он, и сдаваясь полиции. Он надеется, что, став приманкой, поможет выманить злодея. Ему ни на секунду не удается обмануть шута-убийцу, но тот все равно выходит на охоту: Дент для него в любом случае первичная цель, но пока что он один знает почему.
Следующая часть фильма превращается в захватывающую дух погоню, так как пытающийся во что бы то ни стало заполучить перевозимого в бронированном фургоне прокурора Джокер бросает в бой все имеющиеся силы – и свои, и мафии. Падают с небес вертолеты, переворачиваются в воздухе многотонные грузовики, идут в ход крупнокалиберное оружие и базуки. Не раз в ходе этого головокружительного сегмента кардинально поменяется расстановка сил: сначала Бэтмобиль, защитивший фургон Дента от прямого залпа из Джокеровской базуки, чудесным образом превратится в ставший легендой задолго до премьеры Бэт-Под, а затем этот Бэт-Под окажется беспомощным перед лицом безумца, который просто идет вперед, поливая свинцом все вокруг, - точнее, окажется не сам мотоцикл, а наездник с его неубийным кодексом.
То, что следует дальше, можно отчасти назвать разочарованием. Все смотревшие трейлеры помнят момент, где снятый со спины Джокер медленно, доставая нож, приближается к слетевшему с мотоцикла архи-врагу. Из готового же фильма этот эффектный план испарился: мы видим с лица приближающегося маньяка, который, поигрывая ножиком, напевает веселый мотивчик (убил бы он его вряд ли, но улыбку вырезать вполне мог), пока не выясняется, что у сил добра есть свой туз в рукаве – Гордон, сымитировавший свою смерть и в свою очередь использующий как приманку Бэтмена, чтобы в решающий момент приставить оружие к голове психопата.
После такого поворота Джим быстро становится комиссаром. Клоун, которого так и не удалось идентифицировать ни одним из известных способов, за решеткой, все полицейские очень рады этому и аплодируют, приветствуя нового комиссара. Только вот незадача: Джокер почему-то аплодирует тоже…
 
“Есть один особенный момент, который приходит мне на ум, - говорит Нестор Карбонелл. - Я выступаю перед группой полицейских офицеров, и в комнате большая радость. Хит Леджер за решеткой. Это то, что есть в трейлере и чего не было в сценарии. Он сымпровизировал, когда начал аплодировать в очень вызывающем сардоническом стиле. В тот же миг я понял: “Эта роль сочится в его венах. Он знает этого парня очень хорошо”.
Гари Олдмен вспоминает о той же сцене: “Хит уставился на меня исподлобья и затем вдруг стал хлопать. Помню, как подошел к нему между дублями и сказал: “Знаешь, ты напомнил мне Алекса из “Заводного апельсина”. А Хит ответил: “Да, да, да. Довольно забавно, я только что смотрел это кино в моем трейлере”.
Силы закона рано празднуют победу. Хоть Джокер и в клетке, его план продолжает осуществляться: Харви и Рейчел похищены и помещены в комнаты с взрывчаткой. Для того, чтобы выудить информацию у заключенного, Гордон решает на новый лад применить старую тактику “хороший полицейский – плохой полицейский”, доверив допрос Бэтмену.
“Бэтмен. № 1” – не единственный комикс, чье влияние сильно ощущается в фильме. В сюжетном плане многое из “Рыцаря” напоминает о “Долгом Хэллоуине”, однако и привкус “Убийственной шутки” в нем тоже есть, хоть и без прямого цитирования: тут и “многовариантность” предыстории Джокера, и твердая вера в то, что он любого человека сможет довести до своего уровня, и динамика его отношений с архи-врагом, наиболее ярко проявляющаяся в фантастической сцене допроса.
 
“Я чувствовал настоящее удовольствие, - вспоминает Бэйл. - Я почти смеялся в мыслях, но не хотел показывать этого, когда мы снимали нашу первую сцену, которая разворачивалась в комнате допроса, и я видел, что он собирается из нее сделать. И я чувствовал, что узнаю то наслаждение, которое получает он, и удовольствие от роли, - это было то же самое удовлетворение от игры, какое получал я”.

Бэтмен: Почему ты хочешь убить меня?
Джокер: Ха-ха! Да не хочу я убивать тебя! Что я без тебя буду делать? Опять грабить мафию? Нет, нет, нет, нет, ты... ты дополняешь меня. (Известная фраза Тома Круза из “Джерри Магуайра” – В. Г.)
Джокер: Я покажу тебе: когда придет время, все эти... эти цивилизованные люди будут жрать друг друга.

Старания Рыцаря Ночи не дают никаких результатов: побои, которые давно раскололи бы любого нормального преступника, клоун принимает с удовольствием, которому позавидовал бы де Сад. Только когда настает нужный ему момент, он сообщает герою адреса, но специально путает их так, чтобы ринувшийся спасать Рейчел Бэтмен в итоге спас Дента. Гордон и его люди не успевают спасти вторую жертву: Рейчел гибнет во взрыве.
Но и это – лишь отвлекающий маневр. Отправив прочь мстителя и комиссара, Джокер “вспоминает” о своем конституционном праве на один телефонный звонок и начинает провоцировать детектива Стивенса (“Скольких твоих друзей я убил?”). Коп, решивший, что шут готов принять побитие от кого угодно, быстро убеждается в обратном: легко скрутив его, злодей таки добивается своего звонка – и активирует этим звонком бомбу, спрятанную в брюхе одного из его подручных, находящегося в том же участке. После того, как взрыв разносит здание, убивая большую часть полицейских, гений преспокойно освобождает из камеры Лау и вместе с ним уносится на полицейской машине, высунув голову из окна навстречу ветру свободы. Защитники закона остаются в состоянии, мягко говоря, близком к отчаянию.
Неизвестно, какие методы использовал Джокер, чтобы убедить Лау выдать ему все бандитские капиталы, но расколоть китайца у него явно получилось лучше, чем у готэмских властей: в следующий раз, когда мы видим окончательно заработавшего свой титул К
Категория: Разное | Добавил: Ragnos (17.05.2009)
Просмотров: 6357 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 1
1 EmperorJoker.com  
0
Если уж таскаешь у меня статьи, ставь ссылку на мой сайт.


Добавить комментарий